
Тюнинг подвески

Итак, вы уже закончили внешний тюнинг вашего автомобиля, установив спортивный аэродинамический обвес,
спойлер или антикрыло на крышку багажника, дополнительный воздухозаборник на капоте и т.п. Вы поработали
над двигателем и модифицировали его, увеличили мощность и, тем самым, сделали свой автомобиль более
скоростным и азартным. Стоит ли останавливаться на этом, либо целесообразно будет внести еще какие-нибудь
изменения в конструкцию вашего авто?
Если вы поставили перед собой цель превратить свой вполне заурядный автомобиль в настоящий спортивный
болид, то на тюнинге двигателя и доводке внешности останавливаться, конечно же, не стоит. Вы увеличили
потенциал своего автомобиля, придав ему больше мощности и улучшив аэродинамику. Однако, этот потенциал
должен быть эффективно реализован подвеской вашего автомобиля. Подвеска – является основой каждого
автомобиля, связующим звеном между кузовом и дорогой, поэтому ее техническое состояние оказывает
существенное влияние на поведение автомобиля на дороге и его безопасность.
По общепринятому мнению, подвеска в автомобиле отвечает только за комфорт водителя и пассажиров. Однако
это не совсем так. Подвеска современного авто тесно связана с другими его узлами и агрегатами, поэтому от
нее зависят так же и управляемость, и динамика разгона, и даже длина тормозного пути.
Подвеска любого автомобиля должна эффективно поглощать все неровности дорожного полотна и обеспечивать
плотный и непрерывный контакт колес с дорогой. При этом любая подвеска должна выполнять 3 функции:
1. Гасить колебания кузова, возникающие при езде по неровной дороге.
2. Правильно располагать кузов относительно дороги (оптимальный клиренс).
3. Правильно распределять нагрузку на колеса во время движения.
Как и все стандартное, стандартная заводская подвеска рассчитана на удовлетворение потребностей
стандартных водителей. Но раз уж вы задумались о тюнинге, то – судя по всему – ваши потребности и желания
далеки от стандартных.

Тюнинг и модификация подвески позволяют снизить крены автомобиля при прохождении поворотов, а также
уменьшить раскачку кузова на больших скоростях. Более жесткая и короткоходная подвеска делает автомобиль
устойчивее, улучшает сцепление колес с дорогой и позволяет водителю лучше контролировать автомобиль. В то
же время, подвеска должна эффективно гасить колебания, которые будут передаваться от дорожного полотна, и
по возможности обеспечивать комфорт водителя и пассажиров.
Итак, что же непосредственно включает в себя понятие «тюнинг подвески»?
Во-первых, это установка новых спортивных амортизаторов. На устройстве и различных видах амортизаторов мы
подробнее остановимся в отдельной статье, пока же отметим, что спортивные амортизаторы отличаются большей
жесткостью по сравнению со стандартными. В результате – уменьшается вертикальный ход колеса при движении
автомобиля по неровностям дороги. За счет этого снижаются колебания и раскачка кузова на высоких
скоростях, уменьшаются крены в поворотах. Безусловно, это положительным образом сказывается на
управляемости автомобиля. Водитель будет чувствовать себя увереннее, ведь поведение его автомобиля станет
более предсказуемым и безопасным, и даже скоростные повороты теперь будут проходиться как по рельсам.
Однако спортивные амортизаторы имеют и некоторые недостатки. Их жесткость улучшает управляемость, но
ровно также и ухудшает комфорт. Ведь теперь даже мелкие неровности дорожного полотна будут ощущаться
пассажирами сильнее. Так что будьте готовы расплатиться за более спортивную управляемость некоторой
потерей в комфорте. К тому же, более жесткие амортизаторы ускоряют износ других деталей подвески.
Во-вторых, тюнинг подвески подразумевает установку более коротких пружин. Установка нестандартных пружин
позволяет изменить дорожный просвет (клиренс) автомобиля, улучшив тем самым его устойчивость и
аэродинамику. За счет установки специальных пружин решается и проблема жесткости амортизаторов. Ведь
жесткая подвеска хороша на асфальте, но при езде по проселочной дороге или просто по гравийке с волнистой
«рябью» под колесами эта жесткость обернется зубодробительной тряской. Для того чтобы иметь возможность
подстраивать подвеску своего автомобиля под разные типы дорожного полотна, используются регулируемые
стойки амортизаторов с двойными пружинами. На каждой из них установлены 2 пружины разной жесткости –
«мягкая» и «жесткая». Первая противостоит низкоамплитудным колебаниям колеса на мелких дорожных
неровностях (например – «гравийка» после дождя), вторая – предотвращает передачу на кузов более сильных
колебаний и его раскачки. Универсальность такого решения дополняется использованием амортизаторов с
регулируемой жесткостью.
В-третьих, большое значение имеет такая простая, казалось бы, вещь, как «сход-развал». Или, говоря
другими словами – углы установки колес. Имеются в виду углы установки колеса в вертикальной («развал») и
продольной («сход») плоскостях. Это очень важные параметры, от которых зависит устойчивость автомобиля в
поворотах. Правильно выставленный «сход-развал» увеличивает сцепление колес автомобиля с дорогой в
поворотах, где нагрузка на колеса оказывается неравномерной и наружное колесо оказывается перегруженным.
Если углы установки правильные, то наружной колесо будет плотно прижато к дороге и обеспечит необходимое
сцепление с дорогой даже при деформации самой покрышки.
Идем дальше. Увеличить устойчивость автомобиля и снизить склонность к опрокидыванию во время резких
маневров можно путем расширения колеи автомобиля. Колея – это поперечное расстояние между двумя наиболее
удаленными (крайними) точками пятен контакта шин с дорогой. Расширить колею достаточно просто, это
достигается путем установки проставок в ступицах колес.
При доработке подвески своего автомобиля необходимо помнить одно: ее конструкция создавалась вовсе не
дилетантами, а профессионалами своего дела. Поэтому заниматься радикальными изменениями и серьезной
перепланировкой подвески – не стоит. Место для любительского тюнинга подвески есть там, где заводские
конструкторы пошли на компромисс между управляемостью и комфортом ради придания автомобилю определенных
потребительских качеств (плавности хода, комфорта пассажиров). Так что будьте готовы к тому, что улучшение
управляемости и поведения вашего автомобиля на дороге будет происходить за счет некоторого (а порой – и
значительного) снижения комфорта в салоне.
